Владимир Леви - Леонардо Подбитый глаз


"Кастет, прости, прошу тебя, друг единственный, пойми и прости!

Из-за меня у вас развалился вечер, я виноват, но поверь, я не хотел этого, не обиделся и не хотел обидеть, ушёл просто из-за бессмысленности... Не свою музыку можно слушать какое-то время, но потом это становится исчезновением... А бутылочка с поцелуйчиками... Ты великий мастер сдерживать тошноту, только зачем, Кастет?..

Нам не узнать, как любим мы друг друга,
как не зайти за зеркало глазам,
как не решиться квадратуре круга,
как не сойтись магнитным полюсам...

Пойдём дальше, пойдём дальше вместе!.. Помнишь, ты сам заметил, что когда мы хотим быть похожими, не получается, а когда хотим отличаться, делаемся похожими?.. Друг к другу идти долго, Кастет, может быть, вечно...

Я обещал рассказать тебе тот повторяющийся сон ПРО ТЕБЯ - да, я в нём становлюсь почему-то тобой... Ты идёшь в гору, к вершине - она завёт тебя, ты не можешь не идти, она тянет, всё твоё существо к ней стремится... Идёшь с попутчиками, дорога всё круче, попутчики отстают... Но ещё один рядом... Ты с ним говоришь, что-то объясняешь и вдруг обнаруживаешь, что язык твой ему непонятен. Попутчик смеётся и говорит: "Обрыв. Разве не видишь? Дальше некуда". Исчезает... А ты карабкаешься - дороги уже нет, только скалы и никакой растительности, и ветер пронизывает... Чтобы не было страшно, говоришь сам с собой... И вдруг правда - ОБРЫВ! ТВОЙ ЯЗЫК СТАНОВИТСЯ НЕПОНЯТНЫМ ТЕБЕ САМОМУ. Ты смеёшься и плачешь, потому что Твоя Вершина осталась в недосягаемости... И тогда... И тогда ты прыгаешь вниз, в пропасть, Кастет, - и вдруг молния, и ты летишь на ней, ты летишь на молнии - ты не падаешь, ТЫ ЛЕТИШЬ!.."

Одно из его посланий после очередной нашей ссоры. Я почти всё выбрасывал, иногда даже не дочитав до конца...

К восьмому классу Академик ещё не сильно вытянулся, но уже приобрёл черты нежной мужественности: над детским припухлым ртом появилась тёмная окантовка; волна вороных волос осветила выпуклость лба; глаза под загустевшими бровями - две чашки свежезаваренной мысли - обрели мерцающий блеск и стали казаться синими. Притом, однако же, несколько ссутулился, стал каким-то порывисто-осторожным в движениях...

Когда я, как бы между прочим, поинтересовался, не имеет ли он ещё определённого опыта и не собирается ли перейти от теории к практике, он вскинул брови и легко улыбнулся. "Я пока сублимируюсь". - "Это ещё что?.." - "Подъём духа энергией либидо". - "Либидо?.." -"Ну влечение... Питаешься, как от батареи. Стихи, музыка, мысли... И хорошее настроение, если справляешься". - "А если не справляешься?" - "Ну, тогда... Как можно реже и равнодушнее". - "А девчонки... а женщины? Ты что, не хочешь?.." - "Ну почему же. Только со своей музыкой, не чужой. Имею в виду маловероятную любовь". - "Маловероятную?.." - "Примерно один шанс из миллиона. А всё прочее сам увидишь... Безумная скука". - "Вообще-то да, в основном гадость. А всё-таки... А вот иногда во сне..." - "Физиология, не волнуйся. Там, во сне, если только не боишься, можешь узнать очень многое..."

Я ещё просил его иногда кое-что переводить с запятерского. Один раз, помню, назойливо пристал с требованием объяснить, что такое "гештальт". Как раз в это время я увлёкся лепкой. Могучая тяжесть растопыренной ладони творца, погружающейся в первозданную глину...

-Гештальт - это вот, а?.. Берёшь кусок гипса, здоровый такой - хап, а он у тебя под пальцами - бж-ж, расплывается, а ты его - тяп-ляп, и получается какая-нибудь хреновина, да? Это гештальт?

-Ну ты где-то интуичишь... Организация восприятия... Любая хреновина может иметь гештальт, может и не иметь, но если изменить восприятие... Возможность смысла, возможность значения, понимаешь? В структуралистской логике... Он прервался и жалобно на меня посмотрел.

И вдруг я осознал: всё... Тот самый обрыв. Я больше не мог за ним подниматься. Я уставал, задыхался, катился вниз, а он УСТАВАЛ СПУСКАТЬСЯ. Играл нам общедоступные шлягеры, а меж тем в висках его, выпуклых шишковатых висках с радарами ушей, звучали инструменты, которых нет на земле. Всё дальше, всё выше - он не мог этому сопротивляться...

...Но там, наверху, там холодно. Там - никого. Только призраки тайных смыслов и вечных сущностей, там витают они в вихрях времён и пространств... Там космически и страшно палят сонмы солнц, никому не ведомых, и от одиночества в тебе застревает страх...

Скорее же вниз, на землю, в Обыкновению, в семейный уют! Пойдём в кинотеатр "Заурядье" - хоть всё видано-перевидано, зато тепло от людской тесноты и мороженного эскимо...

Всякий обыкновенец, не отдавая себе в том отчёта, прекрасно чувствует, с ним собеседник внутренне или нет. Отсутствие не прощается. Почему-то вдруг, когда все мы стали стараться прибавить себе солидности, именно Академик продвинулся в отчебучивании разных штук, словно бы отыгрывал недоигранное: то вдруг вскочит на стол, выгнет спину и мерзейшим образом замяукает, то преуморительно изобразит происхождение человека из червяка, или наоборот...

К нему перестали приставать бывшие доводилы, зато появилось нечто худшее - спокойное отчуждение.

Он пытался объяснить...

Как раз где-то в то время его озарило. Обрушилось, навалилось:

НЕ ВЕДАЕМ, ЧТО ТВОРИМ

Моя теперешняя формулировка, вернее, одна из классических. А у него, всего лишь подростка, - вундеркиндство было уже ни при чём - это было мысле-состоянием, мысле-ощущением, всеохватным, невыразимым, паническим. Всё вдруг начало кипеть и тонуть в голове, какой-то всемирный потоп:

НЕ ВЕДАЕМ, ЧТО ТВОРИМ!
СЛЕПЫ!
СЛЕПЫ ИЗНУТРИ!
НЕ ВИДИМ СЕБЯ!

Волны самочувствия, ткань общения - сплошная стихия, в которой барахтаемся, топя себя и друг друга, - вот так как-то могу это выразить теперь за него, менее чем приблизительно...

А между тем - и это пронзило! - существует и
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЗРЕНИЯ -
МОЖНО! -
видеть, понимать, совершенствовать! Можно видеть и можно ведать! И как можно скорее надо это у-видеть, у-ведать, скорее!..

Несмотря на страсть к объективности, он был уверен, как все мыслящие мальчики, что лишь он один озарён высшим светом, что это предчувствие, предзнание, предсовершенство (как легко заменить "пред" на "бред") явилось ему в порядке исключения, а не правила. Тёмная вселенская ответственность возлегла на его плечи...

Ему казалось, и не без некоторых оснований, что всё уже готово, что вот тут, в этой шишковатой коробочке, уже имеется плёнка, на которой всё-всё отснято, всё "почему" и "как" - только проявить... Казалось, что даже с непроявленной плёнки можно кое-что прочитать: если хорошенько всмотреться туда, внутрь, то видны какие-то летучие линии и значки, что-то вроде нотной записи, бегущей по экрану, то самое, что при бессоннице или температуре, если только чуть-чуть надавить на закрытые веки, превращается в волшебный, управляемый легчайшими прикосновениями калейдоскоп, - сказочная, несравненная мозговая живопись... Всецветное царство наук и искусств, ясновидение, будни будущего...



Далее: Странный прыжок
Назад: Маэстро заединичья








Hosted by uCoz